Увидеть рай на земле. Наивные художники в фонде «Эра».

В Москве открылся Пятый Фестиваль коллекций современного искусства, который устраивает Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Его специальной темой в этом году заявлен русский наив. Поэтому неудивительно, что первой из шести намеченных выставок стала экспозиция под названием «О наивном и вечном на Земле». Она проходит в фонде «Эра» в Трубниковском переулке. Здесь показывают произведения из коллекции Сергея Тарабарова и Светланы Солоденниковой.

Авторы работ – четыре известных художника: Елена Волкова, Василий Григорьев, Михаил Ржанников и Александр Суворов. Экспозиция небольшая, но способна поднять настроение. После агрессивности актуального искусства душа отдыхает, глядя на сочные натюрморты, трогательные пейзажи и изображения красивых животных. Недаром говорят, что наивное искусство продлевает жизнь, и прежде всего – его собственным творцам. Всех авторов этой выставки – и уже ушедших, и ныне здравствующих – можно назвать долгожителями, ведь каждый из них прожил более 80 лет. И очень активно занимался искусством именно в преклонные годы.

И свою долю общественного признания эти гениальные художники-самоучки тоже получили. У 96-летней Елены Волковой, патриарха отечественного наивного искусства, даже была персональная выставка в Третьяковской галерее. Работы Суворова, Григорьева и Ржанникова экспонировались не только в России, но и за рубежом. Некоторые из этих произведений хранятся за пределами нашей страны в частных собраниях, другие «осели» в отечественных музейных коллекциях.

Это очень редкий дар – прожить трудную жизнь (а у каждого из авторов выставки она была именно такой) и не разучиться по-детски радоваться миру, который тебя окружает. Замечать в нем исключительно прекрасные черты и переносить их на полотна. Конечно, у каждого это получается по-своему. Елена Волкова любит изображать добрых сказочных животных с огромными говорящими глазами. Ее работами можно было бы ллюстрировать детские произведения и библейские истории о рае. А какой-то аноним на одном из форумов в Интернете как-то предложил анимировать картины Волковой и делать клипы для Бориса Гребенщикова.

Впрочем, школьную и дошкольную литературу очень украсили бы произведения каждого из авторов выставки. Так, например, картинами Александра Суворова (кстати, вполне реалистичными) можно даже Пушкина иллюстрировать. Например, на полотне под названием «Хозяйственные работы», даром что датировано оно 1998 годом, крестьянин на дровнях обновляет зимний путь – вполне в духе Александра Сергеевича. Изображения природы и сельского быта у Суворова, вся жизнь которого прошла в деревне, пронзительно поэтичны.

Кстати, на выставке показаны не только его картины, но и сделанные художником деревянные скульптуры. В последний раз они экспонировались лет десять тому назад. Пейзажи хороши и у Ржанникова с Григорьевым. Их творчество в фонде «Эра» представлено еще и натюрмортами.

По-лубочному яркими, сочными и изобильными. При виде их так и вспоминается забавный призыв из известного фильма: «Подходи, не скупись, покупай живопись!»
Впрочем, живопись авторов выставки доступна далеко не для всякого. Например, на сайте наивной галереи «Дар» Сергея Тарабарова один из натюрмортов Василия Григорьева оценивается в 90 000 рублей.

Анна Чепурнова

Опубликовано в газете «Вечерняя Москва» 04-08-2011

Создать бесплатный сайт с uCoz